30 января Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) одобрило новый препарат под названием сузетригин для лечения умеренной и сильной боли. Эти рецептурные таблетки, продаваемые под торговой маркой Journavx и разработанные компанией Vertex Pharmaceuticals, принимаются дважды в день и представляют собой первый новый класс анальгетиков за последние 20 лет, а также первый неопиоидный болеутоляющее средство с момента появления опиоидов на рынке в 1980-х годах.
Хотя опиоиды в настоящее время являются наиболее мощным и эффективным способом контроля боли, они связаны с серьезным риском зависимостей и способствовали распространению эпидемии зависимостей и смертей от передозировок в США в последние десятилетия. С 1999 по 2017 год количество смертей от передозировки, вызванной рецептурными опиоидами, увеличилось более чем в семь раз, что подчеркивает острую необходимость в эффективных, но не вызывающих зависимость способах управления болью. Вот что нужно знать о сузетригине.
Как работает сузетригин
Одним из основных каналов передачи боли в человеческом организме являются натриевые каналы. У людей есть девять таких натриевых каналов, и различные каналы активны в разных типах тканей, включая мозг. Сузетригин облегчает боль, контролируя поток натрия внутрь и наружу из клеток, и нацеливается на один натриевый канал, специфичный для болевых нейронов в тканях, расположенных по всему телу, но не в мозге. Таким образом, препарат избегает потенциального риска зависимости, характерного для опиоидов, которые действуют, связываясь с опиоидными рецепторами в центральной нервной системе, включая мозг и спинной мозг.
Найти правильный целевой натриевый канал потребовалось несколько десятилетий исследований, что было особенно сложно, поскольку натриевые каналы, по определению, работают быстро — так что их действия и действия любых соединений, предназначенных для их контроля, трудно измерить. После того как исследователи идентифицировали специфический натриевый канал, который избирательно активен в болевых нервных окончаниях, названный Nav 1.8, ученые компании Vertex исследовали библиотеки соединений, чтобы найти эффективный ингибитор, блокирующий открытие этого канала. «Мы изучили сотни тысяч соединений в поисках иглы в стоге сена, которая ингибировала 1.8», — говорит Пол Негулеску, старший вице-президент компании Vertex. Исследования на животных обнародовали обнадеживающие результаты, и компания начала исследования на людях, которые завершились в начале 2024 года. Vertex подала запрос на одобрение FDA в июле.
Что показали исследования
Т trials включали людей с острыми болями после двух типов операций — удаления бородавок и абдоминопластики, которые представляют собой два основных типа травм, вызывающих боль: кости и мягкие ткани соответственно. Исследователи отслеживали саморегулируемые показатели боли у людей в течение 48 часов, начиная сразу после того, как анестезия перестала действовать. Участники были случайным образом распределены на получение сузетригина, гидрокодона с ацетаминофеном (опиоидом) или плацебо для лечения боли. Участники, получавшие сузетригин, сообщили о значительно большей и более быстрой редукции боли по сравнению с теми, кто принимал плацебо; среди участников, проходивших абдоминопластику, 61% тех, кто принимал сузетригин, сообщили о падении боли не менее чем на 30%, что исследователи считают значимым, по сравнению с 48% среди принимающих плацебо. Среди получавших удаление бородавок 83% тех, кто принимал сузетригин, достигли этого порога по сравнению с 68% тех, кто получал плацебо.
Участники группы с опиоидом гидрокодоном и ацетаминофеном сообщили о лучшем контроле боли, чем те, кто принимал сузетригин, но сузетригин не несет риска зависимости. «Мы видели пациентов, сообщающих о значительных уменьшениях боли», — говорит доктор Джессика МакКоун, анестезиолог, которая была одной из главных исследовательниц, проводивших испытания как по удалению бородавок, так и по абдоминопластике в CenExel в Атланте, одном из мест исследования. Результаты «заставляют меня верить, что сузетригин может заменить использование опиоидов, хотя я не могу сказать это с уверенностью», добавляет она. «Любой новый класс препарата представляет собой огромную возможность, так как мы не имели ничего нового в области боли уже 20 лет». Компания также провела третье исследование среди людей с более широким спектром состояний, связанных с болью — как хирургических, так и не хирургических — затрагивающих голову, шею, плечо, колено, ногу и щиколотку. В этом исследовании пациенты знали, что они получают препарат. Эти результаты также показали, что сузетригин эффективно облегчает боль в различных состояциях.
Может ли он помочь при хронической боли?
Vertex также исследует, сможет ли сузетригин помочь в управлении хронической болью, которая обычно возникает из более сложного набора состояний, чем острая боль. По результатам этого исследования пока недостаточно уверенные данные. Среди пациентов с ишиасом те, кто получили сузетригин, и те, кто получили плацебо, сообщили о схожих небольших уменьшениях боли через 12 недель. Тем не менее, Негулеску утверждает, что компания продолжает проводить испытания более поздних этапов, чтобы лучше учесть эффект плацебо и лучше понять влияние препарата на хроническую боль. «Мы считаем, что механизм Nav1.8 будет актуален как для острой, так и для хронической боли», — говорит он.
Хроническую боль можно проследить по двум основным механизмам, утверждает Негулеску. Один из них затрагивает мышцы и кости — например, при артрите и болях в пояснице — при этом нервы остаются неповрежденными, но окружающие ткани повреждены и начинают передавать болевые сигналы. Другой тип хронической боли возникает, когда сами нервы повреждены, что происходит в таких состояниях, как диабет, особенно в периферических тканях, таких как пальцы и ступни. «Мы полагаем, что механизм действия сузетригина актуален как для болей в опорно-двигательном аппарате, так и для невропатической боли», — объясняет Негулеску. «Наша рабочая гипотеза, основываясь на имеющихся у нас данных, заключается в том, что Nav1.8 все еще проявляется и присутствует при хронических условиях.»
Как одобрение может изменить управление болью
Несмотря на эффективность сузетригина, он не устранит боль полностью. «Пациенты все еще ощущают боль; они не доходят до нуля в ощущении боли», — говорит Негулеску. Но он полагает, что сузетринин демонстрирует, что, возможно, мы сможем лучше управлять на электрофизиологическом уровне сигналом боли, чтобы достичь большего контроля боли. «Мы входим в новую эру, когда мы сможем более безопасно и специфично подавлять боль, и это изменит наше восприятие боли», — говорит он.
Доктор Тодд Берток, главный медицинский сотрудник по исследованиям боли в CenExel в Юте, который был ведущим исследователем по исследованиям сузетригина, также отмечает, что таблетки были связаны с относительно небольшим количеством побочных эффектов — это важное отличие от опиоидов. «Это первое исследование, которое я когда-либо проводил, где профиль побочных эффектов у людей, получающих плацебо, был хуже, чем профиль побочных эффектов у людей, получающих изучаемый препарат», — говорит он.
Каким образом сузетригин впишется в ландшафт управления болью, пока неясно, но эксперты видят его потенциал в лечении более серьезной боли, если обезболивающие без рецепта не помогают. В идеале специалисты по боли полагают, что он может стать препаратом первого выбора после операций и малых процедур, включая стоматологические процедуры, вместо опиоидов, которые в настоящее время назначаются. Берток отмечает, что в лечении определенных видов боли опиоиды могут по-прежнему иметь место, но сузетригин дает врачам еще один вариант. «Сузетригин позволяет мне добавить еще один инструмент, который не имеет токсичности для печени, не имеет токсичности для почек, очень безопасен и, как минимум, может действовать в комбинации с ацетаминофеном и ибупрофеном», — говорит он. «Это заполняет лакуну, где в противном случае мы использовали бы опиоиды.